В последние годы направление интернет-маркетинга набирает очень стремительно обороты. Появляется огромное количество различных инструментов. Компании стараются больше присутствовать во всемирной паутине. Открываются интернет-агентства. И как грибы после дождя появляются самоназванные интернет-маркетологи. Почему самоназванные? Да просто потому что нет такой профессии. Существует в России Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, в котором есть Специалист по маркетингу, но ни слова про интернет-маркетинг. В профессиональной среде даже часто идут споры, должен ли он в компаниях выделяться в самостоятельное подразделение/единицу или быть подчинен руководителю маркетинга. Да и в ВУЗах этому делу не учат, учить то некому. По крайней мере я не знаю классического ВУЗа, кто обучал бы специальности “интернет-маркетинг” или добавил профильные занятия в “маркетинг”. На мой взгляд, такая специальность появится не раньше, чем лет через 5. Но, вакансий на должность интернет-маркетолога полно. Должность востребована, компании выделяют ресурсы на специалистов. Так откуда берутся специалисты в этом направлении и как им стать?
Возьмем за пример Васю – среднестатистический персонаж, предлагающий свои услуги в интернет-маркетинге. Живет себе Вася и думает, чем бы таким заняться. Попадается ему на глаза вакансия или статейка про SEO, SMM, контекст и т.д. и вот он, идеальный для Васи вариант – работа на дому, а значит можно особо не париться и заниматься чем хочешь, платят хорошо и можно одновременно с несколькими компаниями работать. В худшем случае он подумает, что имеет страничку ВКонтакте и Инстаграм с 20 подписчиками на обе, значит, за гуру SMM сойдет. В лучшем отдаст кучу денег Бизнес-Молодости, нахватается шаблонов про лендинги и директ. На этом все обучение закончится. И вот такой Вася предлагает всем свои услуги, показывая портфолио из 100500 клиентов, которые, очевидно, бывшие клиенты. О чем, впрочем, мало кто задумывается и несет Васе свои деньги. А надо бы задуматься.
Интернет-маркетинг, это не BTL и не наружка, где с клиентом можно постоянно работать, но ограниченное количество времени в году. Интернет-маркетинг, это непрерывная работа с клиентами. Да, есть случаи когда компания обращается за продвижением одной единственной акции и по ее завершению работа прекращается, что бывает редко. В основном это постоянная работа с сайтом компании, перерыв в которой не желателен. 5 постоянных и долгосрочных клиентов лучше, чем 50 бывших.
Так как же войти в интернет-маркетинг?
Расскажу на своем примере. Для начала надо хотя бы немного разобраться в общих вопросах маркетинга. Что такое УТП, что такое целевая аудитория, какие бывают способы воздействия и т.д. По своей сути, интернет-маркетинг отличается от “классического” только инструментами и возможностью более точной аналитики. В этом помогут любые книжки и семинары по основам маркетинга. В моем случае это было во время работы в продажах рекламы, где проходил полный цикл работы с клиентом – выявление потребности, предложение площадки, предложение контента, обратная связь, продление договора. Такая работа позволяет понять саму суть рекламы и как она работает.
Следующим шагом будет уже изучение конкретного инструмента. Важно понимать, что если работаешь с таргетом, ты не интернет-маркетолог, ты таргетолог. Если с директом – директолог. Если с соцсетями – SMMщик. Узкий специалист хорошо знает свое дело и может предложить решение задачи в его рамках. Интернет-маркетолог не умеет делать обязательно все, чем занимаются узкие специалисты, но он знает и понимает как работают их инструменты и для решения задачи подберет необходимый комплект, либо находит новый инструмент. А не будет продвигать, например, директ как панацею от всего на свете. Конечно, чисто теоретически, Директ может все, только вопрос будет в эффективности и целесообразности.
Выбираем первый инструмент
Но сразу изучить все не получится. Инструментов огромное множество и постоянно появляются новые. Например, о парсерах контактных данных посетителей сайта до сих пор не все знают, а многие знающие не умеют с ними работать. В одной из компаний с кем я работал был такой инструмент. Только инструмент работал дико криво и при анализе выяснилось, что многие из выгруженных посетителей сайт никогда не посещали, хотя некоторые подтверждали, что товар смотрели. Выхлоп от такого сервиса был крайне низок. Другой раз мне позвонили с сайта, который я посещал. Диалог был что-то вроде:
– Здрасьте, Вы сегодня посещали наш сайт, скажите, что Вас заинтересовало?
– Да ничего, просто смотрел, что есть.
– Ну хорошо, до свидания.
Опытный продажник поймет, что оператор тупо слил контакт.
Так вот, возвращаясь к нашим инструментам, изучить все невозможно, но можно углубиться в одну сферу и постепенно расширяться. У меня это был Директ и советую начать с него, как более близкого к маркетингу чем SEO и второго по сложности после SEO. Попробовал я его когда-то давно. Тогда знакомая посоветовала меня как специалиста в рекламе своему знакомому. Я быстренько разобрался что к чему и за недорого запилил ему контекст. Работал он, правда, паршивенько. Работа с ключевиками меня утомляла и заниматься этим профессионально не планировал. Начался долгий перерыв и работа в местной шараге по транзитной рекламе. В то время уже склепал себе этот сайт и начал потихонечку писать статьи. Директор той шараги оказался редким мудлом и до сих пор должен мне денег. Пришло время искать куда идти дальше, созрел на углубление в интернет-маркетинг.
Можно сказать, мне повезло – нашел компанию с высокой оплатой, требованиями по результату и без серьезных требований в интернет-маркетинге. Им требовался директолог. Пожалуй, это один из немногих случаев, когда компания берет директолога в штат. Познания в рекламе вытянули слабый опыт в контексте и я приступил к работе. Ситуация была следующая – 3 сайта, контекст от местного суперкрутого агентства, который заявки с сайта дает, но выхлопа с них нет, бюджет 500 тыс. на месяц и необходимость обеспечить продажи на 5000000 рублей за этот же месяц. Первые недели две я пребывал в шоке, боясь не слить по незнанию бюджет в полляма. Многие считают на месяц такой бюджет очень большим на все расходы, а тут небольшая компания и такая сумма только на мою работу.
Углубление в контекст происходило очень быстрыми темпами. Я читал буквально все сайты и инструкции. Подписался на канал Яндекса по Директу на Ютубе. Подписался на их вебинары и смотрел каждый. Доставшаяся рекламная кампания оказалась такой, что проще было создать новую, а это означало работу с нуля и более высокие ставки в контексте. При самообучении особое внимание рекомендую уделить вебинарам и семинарам самих площадок, а так же их официальных представителей. Так, например, у Яндекса есть сертифицированные тренеры, кто проводит периодически тренинги и семинары. И не рекомендую, крайне не рекомендую, обучения от рекламных агентств, даже если у агентства есть сертификат Яндекса. Причина проста – агентства в 90% случаев работают по шаблону и видят только его единственно верным.
Взять за пример частый спор по поводу контекста – один ключевик и одно объявление или одно объявление и много ключевиков? Баталий по этому поводу видел много и каждый усирается, что его вариант единственно верный, а другой в корне не верный. Т.к. компания где я тогда работал тратила денег на Яндекс чуть больше чем очень много, то у нас от Яндекса был персональный менеджер, с которым можно было советоваться и задавать интересующие вопросы. Так вот, официальная позиция Яндекса – оба варианта верные, можно работать и так и так, ни один из способов не является неправильным. И так, самообразовываемся как можем. Желательно подкреплять все это практикой. Либо, как я, найти работу по изучаемому профилю, либо найти себе клиента из местного малого бизнеса за небольшую плату. Ну на самый крайний случай просто настраивать рекламную кампанию без запуска для случайно выбранной компании как пример и механическая отработка получаемых знаний. Просто прочитать книжку и сразу стать специалистом не получится.
Расширяем познания
Т.к. хочется быть интернет-маркетологом, а не просто директологом, попутно изучаем прочие сервисы, помогающие продвинуть сайт и увеличить продажи – онлайн-чаты, колл-трекеры, сервисы рассылок, сквозная аналитика. Т.е. разбираемся не только в том как затащить посетителей на сайт, но и в том, как работать с уже пришедшими. Ставим конечной целью максимально полезное действие, такое, как подписка, заказ или покупка. А потом думаем над другими источниками трафика. В моей работе через один из сайтов продавались квадроциклы. Точнее не продавались, а Директ оказался для этого очень дорогим. В поисках решения наткнулся на Авито Промо и Авито Контекст, где все оказалось дешевле и дало больший эффект.
Не так давно начал брать компании на фриланс. Один из клиентов транспортная компания. Для них тоже контекст оказался дорогим. Тогда в поисках эффективного канала я узнал о рекламной сети Фейсбук и она дала отличный выхлоп. Постоянно ищем не только как улучшить контекст, но и при помощи чего еще можно привлечь посетителей. Не замыкаемся в одном “универсальном” средстве. Таким образом на работе, где я начал путь директолога, за 9 месяцев работы мой бюджет увеличился с 500 тыс в месяц до 700, а прибыль с этих вложений возросла с 5 млн. до 14 млн. Резюме пополнилось успешными кейсами, навыками работы в целом спектре сервисов и умением подойти к задаче глобально, выбрав наилучший инструмент.
И так, как стать интернет-маркетологом:
1. Узнаем как можно больше про маркетинг и рекламу в целом
2. Углубляемся в какой-либо из инструментов интернет-маркетинга
3. Изучаем как можно больше инструментов
4. Меняем подход от решения любой задачи одним инструментом до индивидуального подбора инструмента для каждой задачи
5. Не забываем постоянно мониторить профильные ресурсы на предмет новинок
Share the post "Интернет-маркетинг. Как начать."