CRM – Customer Relationship Management – Система управления взаимоотношениями с клиентами, необязательный, но очень упрощающий жизнь менеджера по продажам инструмент. Используя его, можно всегда иметь под рукой максимум информации о своих клиентах. Такая система не даст забыть о встрече, звонке, электронной почте. Даст максимум аналитической информации о продажах. Конечно, всегда можно сказать, что ведете учет продаж в Excel или просто ежедневнике, и у Вас всегда под рукой есть информация что, где, когда, с кем, по какой цене, и нет смысла заморачиваться с использованием таких специализированных сервисов. Да и ежедневник с электронными таблицами как-то роднее и привычнее.
Ежедневник
Честно говоря, я так и не приучился его вести. Хватило меня месяца на два, потом снова вернулся в хаос, которым обычно успешно управляю. Но у меня много знакомых, которые постоянно записывают в него важную информацию. Кто-то ведет записи в оычном бумажном ежедневнике. Он хорош тем, что всегда под рукой и не требует никаких современных средств вроде интернета. Кто-то, особенно почитатели Андроида, отмечает все встречи и задачи в Календаре Google, не смотря на его зависимость от интернета (работает оффлайн, но необходима периодическая синхронизация). Удобство этого “ежедневника” в его кроссплатформенности – к одному и тому же календарю может быть одновременный доступ с компьютера, телефона и планшета.
Плюсом ежедневника является возможность держать его при себе, в любой момент можно достать и внести нужную информацию.
Его минус в аналитике и зависимости записей от даты – Вы можете посмотреть количество дел на сегодня или завтра, но как узнать суммарное количество продаж, например, за текущий месяц? Или как посмотреть, какой средний чек по всем клиентам?
Excel
Пожалуй, второй популярный способ учета клиентов. Сколько раз доводилось слышать от менеджеров: “У меня все в таблице записано“, в ответ на вопрос об отсутствии сделок в корпоративной системе продаж. Средство это вполне удобное, можно даже проводить достаточно сложную аналитику, при наличии определенных навыков. Фильтры, сортировки, формулы – то, чего, порой, так не хватает ежедневнику. Но, в отличии от него же, Excel не умеет напоминать о событиях.
Плюсом Excel является возможность работы с большими объемами данных и использование выборок и формул расчета нужных показателей.
Минус – привязка к компьютерам, причем, по большей части именно к персональным операционным системам, т.к. на мобильных устройствах такие таблицы работают не всегда корректно, и к определенному программному обеспечению, кто хоть раз пытался открыть таблицы с формулами и форматированиями Excel в каком-нибудь заменителе MS Office, тот понимает, о чем я говорю.
CRM
Систем управления продажами огромное множество. Так же велико и число статей с рекомендациями и сравнениями. Они позволяют проводить сложную аналитику по очень большому числу параметров, ставить напоминания о различных событиях, записывать максимум данных о клиентах и сделках, проводить автоматические рассылки, вести переписку, звонить, выставлять счета и т.д., и все это будет привязано к каждому отдельному клиенту и отдельной сделке. Представьте, что Вы можете открыть CRM, найти клиента по имени, телефону или e-mail, а затем увидеть детальную информацию по общению с ним, кто что и когда говорил, что когда и за какую сумму было продано. Такие системы хороши не только для компаний, но и для агентов. Они помогают работать как в B2B, так и в B2C.
Лично я предпочитаю Битрикс24, использую в личных целях и внедрил в несколько компаний. Что меня в нем привлекает?
- Наличие мобильного приложения. Не важно, где находишься, доступ к системе всегда есть. Можно прямо на встрече посмотреть всю интересующую информацию.
- Каталог товаров. Система позволяет загрузить в нее товары и услуги, указать скидки и налоги, что немного упорядочивает информацию. Не надо думать куда писать товар, все находится в своих полях и заполняется кликами.
- База клиентов. Некоторые системы лишены этого и работа строится по принципу 1 сделка – 1 клиент. Тут же отдельная база клиентов, доступная для выгрузки, под каждым клиентом видно все сделки и дела в его отношении.
- Синхронизация с Google календарь и Outlook. Создаешь, например, встречу с клиентом в среду в 17 и она автоматически попадает в личный календарь.
- Отчеты. Есть возможность формировать отчеты по любым параметрам.
- Задачи. Дела, которые надо сделать вне сделок и клиентов.
- Бесплатная версия ограничена очень незначительно, что позволяет использовать большинство возможностей частным пользователям или небольшим компаниям.
Система эта очень обширна, она так же включает в себя управление корпоративной структурой, учет рабочего времени, облачное хранилище, корпоративный чат и телефония. И это все лишь часть Битрикс24. По факту, Битрикс24, является полноценным корпоративным порталом, в состав которого входит CRM. Самый значительный его минус – зависимость от интернета. Есть, конечно, версия для установки на ПК, но она жутко дорогая.
Вообще, подбор CRM дело не простое, им можно заняться самому или поручить специалисту. Порой, глаза разбегаются, хочется всего и побольше. Так, глядя на тот же Битрикс, можно обрадоваться количеству функций и бесплатному доступу. Выбрать его, а, в последствии, не использовать 90% всех возможностей, зато радоваться их наличию. Перед выбором системы крайне важно составить список своих требований. Вполне возможно, что Вам хватит, например, amoCRM – тоже очень продвинутой, но заточенной преимущественно под продажи системой.
Share the post "CRM: to be or not to be"
Согласен с вами