Маркетплейсы набирают все больше обороты. Розница туда очень активно заходит, как минимум, потому что это открывает возможности торговли в интернете без необходимости создания собственного сайта. И сейчас хочу рассказать о том, как выглядит торговля на Wildberries, крупнейшем российском маркетплейсе, на основе своего взаимодействия с ними.
Оборот Wildberries в 2020 году составил 437,2 млрд. рублей, который обеспечили почти 40 млн. покупателей. Звучит все это очень заманчиво, выход на площадку кажется хорошей перспективой развития продаж. Но не спешите с этим. Ниже расскажу об основных проблемах, с которыми довелось столкнуться.
1. Высокая комиссия
Вам не стоит пытаться торговать на Wildberries, если не готовы отдать площадке минимум 15% от оборота. В эти 15% заложена как собственная прибыть маркетплейса, так и скидки для покупателей. В случае особых премиальных покупателей, площадка может сработать в ноль, пустив всю свою прибыль от продажи в скидку. Но продавцам от этого не легче. Поэтому, торговля на Wildberries больше подходит для высокомаржинальной продукции. К этому еще учтите, что если у Вас не собственный бренд и не эксклюзив, то ценовую конкуренцию с другими продавцами никто не отменял.
2. Привязка к складу Wildberries
Для большинства регионов торговля на Wildberries доступна только в фулфилмент-формате. Т.е. отгружаете свой товар на склад маркетплейса и всем остальным он занимается сам. На момент публикации этой заметки, продажа с собственного склада продавца была доступна только в Москве. В фулфилменте Wildberries есть несколько важных недостатков.
Во-первых, ограниченное количество складов. Их становится все больше, но есть не во всех регионах. Так, например, ближайший для Приморского края склад Wildberries находится в Хабаровске. А это более 700 км. перемещения товара в соседний регион. Получается, если Вы пытаетесь развить свои продажи за счет этого маркетплейса, находясь в Приморье, то это потребует дополнительных логистических затрат.
Во-вторых, территория продажи ограничена территорией, обслуживаемой складом. Отгрузившись на склад Хабаровска, не стоит рассчитывать на продажи в Москве. Ваш товар там просто не отобразится в каталоге. Хотя на практике была странная продажа, когда товар, находящийся в Хабаровске, был продан в Новосибирске и по меньшей цене. Представители маркетплейса не смогли дать никакого вразумительного ответа по этому случаю.
В-третьих, если за 3 месяца поставка не была распродана, то начинается платное хранение товара. Получается, Wildberries берут 15% от оборота за хранение и организацию сбыта продукции, но, если они не могут ее распродать за оговоренный срок, то надо им доплатить за дальнейшее хранение или вернуть себе обратно товар за свой счет. Маркетплейс не справился с продажей, а расходы из-за этого несет поставщик.
В-четвертых, строгие правила отгрузки товара. С одной стороны, это упорядочивает работу самого Wildberries, с другой, может доставлять сильные неудобства продавцам, т.к. правила односторонние и не обсуждаются. Т.е. если площадка определила, что заявленный товар надо отгрузить паллетом, то не важно, что Вы в принципе не работаете с паллетами – найдите паллет и сформируйте отгрузку именно так. Часто такие требования расходятся со здравым смыслом. Например, когда какую-то часть товара определяют в монопаллет (т.е. 1 паллет = 1 артикул), а какую-то в микс (1 паллет = несколько артикулов), а Вы, зная массово-габаритные характеристики своего товара, понимаете, что смысла оформлять пару штук отдельным местом нет. Но, хотите торговать на Wildberries – принимайте их решения.
3. Отсутствие двухстороннего взаимодействия
Было дело, забыли указать отдельно реквизиты для вывода средств. Два месяца гадали почему товары понемногу продаются, а денег с продажи мы почему-то не получаем. Wildberries за отсутствием реквизитов не может перечислить продавцу деньги, но и не спешит сообщить о проблеме.
4. Отвратительная техподдержка
Это, пожалуй, самая серьезная проблема, с которой довелось столкнуться. Все звонки на телефон заканчиваются, мягко говоря, посылом далеко и надолго. Автоответчик просто сообщает, что на сайте есть раздел FAQ, идите туда и читайте, на этом звонок завершается. Есть телеграм-канал. Но там если вопрос касается не в целом особенностей работы, а возникшей проблемы, то ваше сообщение будет молча удалено. Никакой реакции, никакого ответа, просто удаляется сообщение. На сайте в личном кабинете имеется HelpDesk. Отвечать обещают в срок до 3 дней. Но по факту, первый ответ можно ждать более недели, повторный два месяца и более.
Был инцидент с возвратом товара. На сайте в заявке на возврат два месяца висел статус, что заявка собрана и готова к отгрузке. В телеграм-канале несколько сообщений по этой проблеме от разных сотрудников удалялись. В HelpDesk первый ответ был через неделю и с общим смыслом “когда отгрузим, тогда отгрузим, ждите”. Уточнение по сроку ожидания, с отметкой, что два месяца ждем, провисело без внимания более двух месяцев, при том, что параллельно на другие вопросы отвечали. Когда лично приехали на склад Wildberries, чтобы узнать уже там хоть что-то, сотрудники склада сообщили, что нашего товара там нет, где он они не знают и помочь ничем не могут.
Итого по Wildberries
Мое мнение, это как была шмоточная барахолка, так и осталась, не смотря на попытки уйти в мультикатегорийность. Основная коммерческая преграда – высокая комиссия и жесткие требования к поставкам. Для оптовых компаний с большими складами и возможностью делать отгрузки разными способами, это хороший способ розничного сбыта без организации собственной розницы. Для неодежной розницы же, торгующей в среднем с наценкой 30% и менее, это попадание в условия, когда надо подстраиваться под чужие требования, делиться половиной прибыли, но при этом сохранять все риски на себе. Другой преградой является отсутствие обратной связи с площадкой, добиться ответа на какой-либо вопрос за пределами FAQ просто нереально. По своему же опыту, решить возникшую проблему с китайским Aliexpress в разы легче и быстрее, чем с отечественным Wildberries.
Share the post "Торговля на Wildberries. Мой опыт."